E-mail: msv67@mail.ru, juli421@mail.ru |
пн-пт 09.00-17.30 обед 12.30-13.00 |
СПб, м. “Ладожская”, ул. Большая Яблоновка, д.56 |
Как ни странно это прозвучит для современных людей, а цветное стекло появилось раньше, чем привычное нам белое. Многочисленные декоративные изделия – вазы и чаши, украшения и прочее – на заре производства стекла делали как раз из цветного, к тому же, зачастую непрозрачного стекла. В соответствии с существующими в те давние времена технологиями сварить цветной состав, из которого в будущем получалось стекло, было гораздо проще, чем заниматься его же очищением.
Самые первые образцы стекла содержали много примесей, за счет которых цвет его получался «грязным». Это были и железо, и песок или мраморная пыль – в общем, все то, что указывало на компоненты, из которых изготавливали стекло. Однако очень скоро в стекло стали добавлять яркие красители, чтобы перекрыть непрезентабельные коричнево-зеленые оттенки, а значит, придать готовым изделиям из стекла привлекательный внешний вид. Интересно также, что отсутствие прозрачности также имело под собой почву: чаще всего так делали для того, чтобы скрыть недостатки технологий – появляющиеся пузырьки и остатки песка, которые не проварился.
С развитием стекольного дела цветное стекло становилось все более чистым, а цвета приобретали нужный мастеру оттенок. Есть несколько особенностей развития процесса в те времена:
Иными словами, коммерческая ценность цветного стекла была важнее, чем продвижение технологий.
В истории стекла разных цветов прорыв наступил тогда, когда великий русский ученый Ломоносов заинтересовался его производством. Поскольку гений был одновременно и физиком, и химиком, и геологом, а кроме того, достиг высот и в других науках – минералогии и астрономии, – он углубился в технологии. Историки считают, что разноцветное стекло поначалу было страстью Ломоносова, он очень хотел раскрыть все его секреты и подарить человечеству возможность менять цвета так, как этого требует то или иное изделие. Характерным было также и то, что ученый не собирался обогатиться за счет своих открытий, все его помыслы в данном случае были направлены на то, чтобы служить своей стране.
Как это часто бывает, стремления ученого немного не совпадали с мнением Академии наук России. Известно, что в те годы (1752–1753) ученых такого уровня в стране не было, а сама Академия занималась рутинной работой, по сути, не имеющей ничего общего с прогрессом. Невежество и ханжество – вот как можно охарактеризовать 99% ее членов, тогда как Михаил Васильевич Ломоносов стремился опередить время. Однако упорство ученого позволило ему вести разработки в области химии цветного стекла, что впоследствии дало мощнейший толчок его развитию.
Целых семь лет Ломоносов добивался разрешения построить и оборудовать собственную лабораторию, причем трижды ему было отказано в этом. После обращения ученого к Сенату и при его полной поддержке лаборатория наконец-то была построена и оборудована, а Ломоносов смог заняться своими опытами в сфере цветного стекла. Находилась лаборатория в Петербурге, на Васильевском острове, а по стечению обстоятельств участок, выделенный для ее строительства, назывался ботаническим огородом. Возвращаясь к самому цветному стеклу, нужно сказать, что ученый взялся за дело с впечатляющим рвением, и за три года с момента открытия своего детища успел сварить более четырех тысяч образцов цветного стекла.
Великий ученый проявил поистине научный подход: каждый результат, будь он удачным или нет, он скрупулезно записывал в журналы, часть из которых сохранилась и сегодня. Основным направлением деятельности Ломоносова было влияние металлов на цвет стекла, а также изучение способов получения прозрачного стекла. Не остановившись на достигнутом, Михаил Васильевич Ломоносов внес свой вклад в развитие мозаики, а если говорить о России, то именно с него и началось ее производство в нашей стране.
В современном представлении цветное стекло не вызывает никакого удивления, являясь неотъемлемой частью жизни. Изделия из стекла встречаются не только в качестве декоративных дополнений, но также отлично комбинируются с мебелью, монтируются в двери, оконные проемы. В последние годы именно благодаря стеклу ведущие дизайнеры создают интерьеры, которые вызывают настоящее восхищение. Особенно интересно цветное стекло выглядит в отделке зимних садов, террас, гостиных с выходом на улицу. Помимо причудливой игры цвета посредством проникновения в помещение солнечных лучей, конструкции и изделия из цветных стекол вносят свою гармонию в отделку помещения, создавая яркие акценты и тем самым поднимая настроение жильцам.